Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров
Васильевский - самый большой из островов Санкт-Петербурга, расположенных при впадении Невы в Финский залив: его площадь составляет почти 11 квадратных километров. Такая обширная территория вмещает и знаменитую историческую застройку, спланированную еще Петром I, и современные микрорайоны. Кроме того, Васильевский остров - "морские ворота" Северной столицы России.
Пожалуй, ни одно посещение Санкт-Петербурга не обходится без экскурсии по Васильевскому острову. Это самый большой остров, расположенный при впадении Невы в Финский залив – его площадь составляет почти 11 квадратных километров. Такая обширная территория вмещает и знаменитую историческую застройку, спланированную еще Петром I, и современные микрорайоны.
Застройка Васильевского острова началась при Петре I. Изначально здесь предполагалось разместить жилые постройки, однако некоторое время спустя царь передумал, решив обустроить восточную оконечность (она же Стрелка) Васильевского острова как центр общественной и деловой жизни новой столицы. По просьбе Петра итальянский архитектор Доменико Трезини, автор многих выдающихся архитектурных сооружений Петербурга, разработал проект, отвечающий новым задачам. Так начал складываться знаменитый архитектурный ансамбль, который Вы непременно увидите во время экскурсии по Стрелке Васильевского острова: это здания правительственных учреждений, Биржа, торговые склады, Кунсткамера и др. Кроме того, во время экскурсии по Васильевскому острову Вы увидите несколько дворцов знатных семейств Санкт-Петербурга.
На Стрелке Васильевского острова перед зданием Биржи установлены две Ростральные колонны, которые устойчиво ассоциируются с общим ансамблем этой исторической зоны. Колонны украшены декоративными корабельными рострами – то есть носами кораблей, символизирующими морские победы России. Однако эти сооружения имели не только символическое значение: в 19-м веке они служили портовыми фонарями в условиях плохой видимости. Внутри каждая колонна представляет собой сложное инженерное сооружение: винтовая лестница ведет наверх, где находятся массивные металлические чаши. Заполнив чашу маслом, его поджигали – и яркий столб огня указывал судам путь к пристани в неблагоприятных погодных условиях. Так колонны функционировали до 90-х годов 19-го века. Позже на Ростральных колоннах установили электрические фонари, а сейчас к ним подведен газ, однако зажигают факелы только по особым случаям.
Со Стрелки Васильевского острова открывается один из самых впечатляющих видов на Зимний дворец, Петропавловскую крепость и Адмиралтейство – здесь Вы сможете сделать фотографии панорамы, так часто украшающей открытки и иллюстрированные издания, посвященные Санкт-Петербургу и его истории.
Интересная особенность Васильевского острова, отличающая его от остальной территории Санкт-Петербурга, заключается в названиях улиц. Многие из них именуются линиями, и названия их отличаются лишь номерами. Тому есть своя историческая причина. Изначально они планировались не как улицы, а как каналы! В строгой планировке были предусмотрены каналы-«линии» и каналы-«першпективы», или проспекты. Однако, мало того что амбициозный план Петра не реализовался при его жизни до конца, так и уже построенные каналы были зарыты и превращены в обычные улицы по указу Екатерины II. Названия же сохранились по сей день, что существенно облегчит Вам ориентирование на местности, если Вы решите прогуляться самостоятельно по Васильевскому острову во время тура в Санкт-Петербург.
Васильевский остров – это еще и «морские ворота» Санкт-Петербурга. В западной части острова еще в середине 20-го века начали строить морской вокзал. Причем вся инфраструктура строилась на намывных территориях – площадь острова существенно увеличили искусственным способом, и этот процесс продолжается по сегодняшний день. Одно из свидетельств этого процесса – улица Наличная: она сохранила свое историческое название, означающее «набережная», хотя давно уже находится фактически далеко от морского берега. Сегодня к Морскому вокзалу туры на Васильевский остров прибывают паромные суда и круизные лайнеры.
Четыре моста соединяют Васильевский остров с другими частями города: Дворцовый и Благовещенский мосты ведут к центру, а Тучков и Биржевой – на Петроградскую сторону. Ни одна экскурсия по Васильевскому острову не обходится без знакомства с этими сложными инженерными сооружениями – все мосты являются разводными, и разводят их каждую ночь в навигационный период, длящийся в среднем с апреля по октябрь. Поэтому, если во время экскурсионного тура Вы решили гулять допоздна и Вам предстоит добираться с Васильевского острова в центр или обратно – обязательно помните о графике разведения мостов!
С Невского проспекта на Васильевский остров можно доехать троллейбусами №10 и 11, либо на метро – до станции «Василеостровская».
Обязательно уточняйте график разведения мостов – в среднем оно начинается около 1.30 ночи и длится до 5.00. У каждого из 13-ти разводных мостов свой график, некоторые из них разводятся дважды за ночь.